Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Процедура регистрации товарного знака
♦ Создание проекта будущего товарного знака (словесного, изобразительного или комбинированного).
♦ Проверка созданного обозначения на "чистоту", т.е. на возможность его регистрации (патентный поиск).
♦ Корректировка обозначения.
♦ Подача будущего товарного знака на регистрацию в Роспатент (ФИПС) и получение приоритетной справки.
♦ "Формальная экспертиза". Как результат, получение уведомления о принятии заявки к рассмотрению.
♦ Непосредственно экспертиза, результатом которой является решение "о регистрации" или отказ.
♦ В случае положительного решения, выдача Свидетельства на товарный знак.
Сроки регистрации
Срок стандартной (действует на территории РФ) регистрации товарного знака составляет 12-14 месяцев.
При подаче на ускоренную и/или международную регистрацию срок делопроизводства – 5-7 месяцев. Возможно некоторое сокращение этого срока.
Что касается знаков обслуживания, то они используются для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг. Правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. То есть товарные знаки и знаки обслуживания объединены в один объект . Поэтому для удобства термин "товарные знаки" используется законодателем и в отношении знаков обслуживания.
Очень часто товарные знаки называют торговой маркой. Словосочетание "торговая марка" является буквальным переводом английского слова "trademark". Слово "mark" в переводе с английского имеет несколько значений - знак, отметка, торговая марка. В официальных документах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) используется термин "trademark". А, например, в англоязычном варианте Мадридского соглашения о международной регистрации знаков - слово "mark". По законодательству многих зарубежных стран торговая марка - это имя, знак, термин, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного или нескольких продавцов и дифференциации товаров и услуг конкурентов
Товарный знак приравнивается, в числе прочих средств индивидуализации, к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.
Основные маркетинговые характеристики товарного знака:
Это символ:
• способный вызвать положительные эмоции;
• формирующий определенные ассоциации;
• позволяющий переключить внимание потребителя на неощущаемые или воображаемые различия, на преимущества товара перед конкурентами;
• содержащий информацию о товаре;
• упрощающий выбор товара покупателями, розничным продавцам и посредникам;
• облегчающий обработку заказов;
• позволяющий снизить покупателям риска при выборе товара и совершении покупки;
• позволяющий убедить потребителя в совершении покупки;
• дающий гарантии качества, постоянства качества товара;
• дающий дополнительную возможность защиты от подделок;
• увеличивающий потребительская ценность товара для потребителя;
• лежащий в основе формирования фирменного стиля;
• дающий возможность повысить достоверность при сегментации рынка (различные линии товаров);
• дающий возможность создать разнообразие товаров без существенного изменения товарного ассортимента;
• являющейся дополнительным стимулом для производителей и продавцов в поиске новых свойств товаров.
• дающий возможность дополнительной защиты от фальсификации.
Право на товарный знак в обязательном порядке должно быть зарегистрировано.